четверг, 5 декабря 2013 г.

Леонид Каганов - "Харизма"


Первым делом, хочу сказать, что невозбранно познакомиться с произведением вы можете на сайте автора, а можете приобрести бумажную версию в любом книжном магазине страны.
Вот, что пишет о своей книге автор:
«Роман «Харизма» — бред сумасшедшего» — сообщает Каганов с серьезным лицом, а аннотация книги поначалу лишь подтверждает эти слова. Действительно, на ее страницах можно встретить инопланетян и знаки дьявола, безумных ученых и военных политиков, говорящих собак и обнаженных красавиц с мечами... Сходу не разобрать, где автор всерьез размышляет о месте человека в современном обществе, где иронизирует над инфантильным героем, а где тихо посмеивается над доверчивым любителем фантастики. Ведь, как бы ни была обманчива атрибутика, прозу Каганова нельзя отнести к традиционным фантастическим жанрам, таким как фэнтези или космоопера. Возможно, поэтому большинство читателей Каганова — далеко не любители фантастики. Недаром Каганов своим учителем, помимо Стругацких и Лукьяненко, считает Виктора Пелевина.
На Каганова я наткнулся, блуждая по сети в поисках рецензий на творчество Харуки Мураками. Нашел, с удивлением прочел и решил, что надо бы посмотреть, что этот "умник" сам пишет. Жанр рассказа я с детства не люблю, а посему был выбран первый (и единственный пока) роман под названием "Харизма". Читал со смешанными чувствами, а потом еще долго не знал, что же написать в отзыве.
Краткое содержание книги - студент, по всем признакам подпадающий под определение неудачника, однажды теряет память (из памяти выпадают события примерно 2 суток), после чего резко меняется. Его начинают уважать, а некоторые даже бояться. Он берется за ум и сдает все хвосты. Он меняет свою жизнь к лучшему и мело смотрит в будущее. Только вот что же послужило причиной такой перемены и что его ждет дальше?

Во-первых, написано в стиле Сергея Лукьяненко, недаром Каганов в "аннотации" к роману упоминает этого писателя. Хорошо это или плохо, решать вам.
Во-вторых, сюжет разбит на несколько частей (глав), каждая из которых повествует свою небольшую историю с отдельным сюжетом и местами даже со своим Антуражем. С этого момента я начал сомневаться, что читаю именно роман, а не сборник рассказов, связанных общими персонажами.
В-третьих, когда автор пускается в объяснения технических подробностей, связанных с компьютерами, меня жестоко коробит, потому что это все равно, как если бы восьмиклассник решил поучить студента-физика законам электродинамики. Лучше бы он вообще не давался в детали в тех областях, в которых плохо разбирается.
В-четвертых, к концу книги я так и не понял, кто же такой главный герой, Алексей Матвеев по прозвищу "Лекса". Вроде о нем что-то рассказывается, но целостной картины почему-то не складывается. Остальные персонажи, в лучших традициях жанра рассказа, картонные, с табличками "студент", "лучший друг главного героя, предатель", "милиционер" и т.д. Милиционера я еще готов простить, он второстепенный, эпизодический персонаж, но любимая девушка и лучший друг...
В-пятых, эпизоды, где главный герой ведет философские беседы с армейскими высокопоставленными чинами о природе человеческой, совершенно неправдоподобны. Такое ощущение, что они были вставлены в последний момент. На сюжет не влияют, смысла особого не несут. Лучше бы их не было вовсе, ей богу.
В-шестых, к концу сюжет превращается в фантасмагорию, которая сразу после кульминации оборачивается настоящим фарсом. Главный герой оказывается просто больным псих-лечебницы (прямо как в рецензии самого Каганова на роман Харуки Мураками "Охота на овец"). У меня нет слов! Настолько грубо все сломать... Этот ход, кстати, в духе Пелевина.

Говорят, Каганов хорошо пишет рассказы. Спорить не стану, читавшим виднее, а вот про роман могу только сказать, что автору он, без сомнений, не удался. На этом неудачном опыте я решил сделать паузу и переключиться с современной художественной литературы на что-то более проверенное временем, криптодетектив "Имя розы" от Умберто Эко. Чего и вам желаю.

3 комментария:

  1. Судя по Вашему описанию, роман явно пародийный, в таком случае не заботятся о правдоподобии и убедительной характеристике персонажей. Интересно, какова была цель автора?

    ОтветитьУдалить
  2. действительно плохо разбирается в компьютерах? Насколько я знаю он программист по образованию и сам писал систему управления контентом для своего блога

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже не знаю, что сказать. Он действительно сам что-то там написал для своего блога, а еще увлекается скриптингом. В блоге он недавно довольно увлекательно рекламировал какую-то фирму (что-то связанное с пластиковыми окнами и дверями), описывая, как приделывает к пластиковому окну (а может жалюзи?) дистанционное управление... Все это говорит о нем, как о человеке технического склада ума. Но почему же когда он описывает "подвиги" своего героя в романе "Харизма", мне становится стыдно за него? У меня есть такая особенность психики - если при мне кто-то говорит что-то явно абсурдное, будучи уверенным в своей правоте, мне становится неудобно. Вот с этой книгой так и вышло. Подробностей уже не вспомню сейчас, к сожалению. Если будете читать, то это было что-то связанное с визуализацией той части психики главного героя, которая была внедрена ему инопланетными существами. Что-то уж больно быстро и легко у него все получилось. Я и сам не раз занимался исследованием незнакомых мне программ (код написан на незнакомом мне языке или DSL), да и что такое "черный ящик" знаю не по наслышке, но таких чудес я никогда не творил. Не верю, в общем.

      Удалить