понедельник, 31 марта 2014 г.

Альбер Камю - "Посторонний"


Прежде чем прочесть эту книгу, я немало перечел рецензий о ней и немало дискуссий о качестве двух ее переводов. Для себя я выбрал перевод Норы Галь, потому что уже не раз имел дело с ее переводами и был уверен в качестве, однако, ценители Камю утверждают, что и перевод Немчиновой ничуть не хуже.
Книга почти культовая. Каждый интеллектуал просто обязан ее прочесть (и полюбить). Так считают те, кто прочел "Постороннего" и был покорен им. Честно говоря, в моем сумрачном сознании Альбер Камю прочно ассоциировался с Эмилем Золя, о котором я знал по биографии Эдуарда Мане пера Анри Перрюшо (кстати, настоятельно рекомендую, даже если не увлекаетесь живописью). Для себя у меня есть оправдания такой странной подмены, но в данном контексте они не важны. Важно, что, приступая к чтению "Постороннего", я ожидал получить историю, написанную несколько иным языком и несколько о других событиях. А получил индустриально-декадентский постмодернисткий роман с героями, которым не то сопереживать не хотелось, я их вообще не мог и не хотел понимать!

У главного героя умирает мать, которая последние несколько лет жила в пансионате для пожилых людей (и уж конечно у нашего героя есть оправдание такому положению вещей) и волей-неволей герою приходится отправиться на похороны. В силу особенностей характера героя и его взглядов на жизнь, на похоронах он ведет себя весьма сдержанно, даже холодно, в то время как другие обитатели пансионата, друзья покойной, излишне бурно (на мой взгляд) переживают безвременный уход своей подруги последних лет. Уже на этом месте у меня начало создаваться ощущение, что ткань повествования безжалостно и грубо натягивается. Автор как бы пытается вывести сюжет в нужное ему русло и заодно заставить меня (читателя) понять главного героя (и простить). Только вот не рождается во мне желание понять главного героя, а рождается желание взять карандаш и переписать все по-своему...

На следующий день после похорон герой отправляется на пляж, чтобы развеять скуку и охладиться (на улице стоит знойное лето), и там сталкивается со своей коллегой по работе, с которой тут же заводит любовную связь. Не буду пересказывать весь сюжет, скажу только, что в кульминации главный герой убивает совершенно незнакомого ему человека (в силу обстоятельств, как пытается убедить нас автор) и его судят за преднамеренное убийство. На суде герою кажется, что судят его не за убийство, а за то, что он слишком холодно принял смерть своей матери. Выглядит это все так же натянуто и неправдоподобно, как весь сюжет от самого начала и до самого конца. Автор просто вынуждает читателя принять его точку зрения, поверить, что герой - безвинная жертва, а виновато во всем общество, которое, якобы, не смогло его понять. Подобное насилие над собой мне терпеть было трудно, но, к счастью, роман короткий и я быстро с ним разделался. С громадным удовольствием я закрыл эту книгу и больше к ней возвращаться не хочу.

Наверное, я могу воспринять эту книгу иначе, если бы не мое заблуждение насчет автора, если бы я смог принять эту его странную игру под названием "нулевой градус письма" (роман написан сухо, четко, без метафор и прикрас, герой-рассказчик четко излагает свои мысли и чувства, не оставляя читателю пространства для фантазии). Наверное, в другой вселенной, прожив свою жизнь иначе, я мог бы полюбить эту книгу. Не сложилось.

Вот и все, что я хотел рассказать о "Постороннем" Камю. Приятного вам чтения и только интересных захватывающих книг в будущем.

2 комментария:

  1. Возможно, от завышенных ожиданий (ну как же, сам Альбер Камю!) я была разочарована этой книгой, единственным достоинством которой стал для меня небольшой объём. Безэмоциональность текста поразила. Будто занимаешься каким-то важным делом и параллельно слушаешь новости по радио, пытаясь выхватить суть сухих фактов. Вот и чтение "Постороннего" было как слушание новостей в пол-уха, всё чего-то недоставало в повествовании... И сам герой, показалось, проскальзывает по жизни, почти её не касаясь, не воспринимая, не живя по сути.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выступлю разок в защиту Камю и его героя Мерсо, раз уж так по ним проехался...

      Мерсо - человек с довольно необычным взглядом на жизнь и ее смысл. Он атеист, причем настолько атеист, что даже имеет смелость признаться самому себе, что жизнь его не имеет ровно никакого смысла, а смерть его ничего в этом мире не изменит. В соответствии с этой (бытовой) философией он и живет и сквозь призму этой своей атеистической, механистической точки зрения оценивает абсолютно все, что происходит как вокруг него, так и в нем самом. Каждое чувство нещадно подвергается препарации и укрощению. Каждое событие оценивается с эгоцентричностью, какой еще свет не видывал. Ведь смысл его жизни - прожить по возможности дольше, получив максимальное удовольствие от прожитого времени...

      Камю пытается донести до читателя именно это отношение героя к жизни. В самом конце он даже вкладывает в уста своего героя совершенно позорный (на мой взгляд) монолог, обращенный к священнослужителю, который, видимо, должен обличать церковь и пропагандируемые ею ценности. Получилось уродливо и пошло на мой вкус, но это уже каждому решать для себя самостоятельно.

      Кстати, вы очень метко подметили. Мерсо и не жил, а лишь прожигал отпущенное ему время.

      Удалить